Рассказываем, как и где казахстанцы могут вернуть товар продавцу по закону о защите прав потребителей в Казахстане.
- Право потребителей на обмен или возврат товара надлежащего качества
- Право потребителей в случае продажи товара ненадлежащего качества
- Право потребителей на возмещение в полном объеме убытков
- Что нельзя вернуть?
- Что необходимо, чтобы вернуть товар?
- Условия возврата товара надлежащего качества
- Условия возврата товара ненадлежащего качества
- Куда жаловаться?
- Как оформить возврат товара в 1С, видео
Право потребителей на обмен или возврат товара надлежащего качества
Статья 14 — Покупатель в 2023 году по закону «О защите прав потребителей» в РК вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар в месте покупки или иных местах, на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации и тому подобное либо на другой товар по соглашению сторон, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет или получение назад денег. При отсутствии необходимого для обмена товара, покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу (изготовителю) и получить уплаченную за него денежную сумму. Местом обмена или возврата товара является место покупки товара, если иное не предусмотрено договором.
Право потребителей в случае продажи товара ненадлежащего качества
Статья 15 — Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- безвозмездного устранения недостатков товара.
В случае, когда продавец товара ненадлежащего качества не является его изготовителем, претензии могут быть предъявлены по выбору покупателя к продавцу либо к изготовителю;
- возмещения своих расходов на устранение недостатков товара;
- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Право потребителей на возмещение в полном объеме убытков
Статья 16 — Причиненных их жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие недостатков товара (работы, услуги):
- Потребитель имеет право на возмещение убытков (вреда), причиненных его жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), в полном объеме;
- Право требовать возмещения убытков (вреда), причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потребителем независимо от вины продавца (изготовителя, исполнителя) и от того, состоял ли он с ним в договорных отношениях или нет.
Что нельзя вернуть?
Перечень товаров не подлежащих возврату в Казахстане:
- Лекарственные средства, изделия медицинского назначения;
- Нательное белье;
- Чулочно-носочные изделия;
- Товары на метраж (ткани, ковры, кабели, шнуры и др.).
- Абонентские устройства сотовой связи (мобильные телефоны, планшеты, детские GPS-часы, Wi-Fi роутеры и другие устройства с поддержкой SIM-карт);
- Товары с неполной комплектацией;
- Принтеры, МФУ с использованными картриджами, чернилами;
- Пылесосы с использованным фильтром;
- Животные и растения;
- Иные товары, если они были в употреблении, не сохранен их товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки
Что необходимо, чтобы вернуть товар?
Чтобы вернуть продавцу товар, необходимо доказать факт его покупки именно у этого продавца, для этого достаточно предъявить один из этих документов:
- товарный или фискальный чек;
- договор, заключенный при приобретении товара.
Если у покупателя нет ни одного из перечисленных документов, он также может обратиться к продавцу с требованием возврата. Но доказательство покупки предоставить все равно придется, согласно закону, покупатель может предъявить:
- фото- или видеоматериалы;
- свидетельские показания;
- при онлайн-покупке подтвердить ее может также товарно-транспортная накладная;
- другие документы и средства, подтверждающие покупку.
Условия возврата товара надлежащего качества
- В соответствии с законодательством, вы можете вернуть товар в течение 14 дней после покупки. После 14 дней магазин решает, принять ли товар обратно, по своему усмотрению;
- Если Вы хотите вернуть товар по субъективным причинам (например, не соответствует вашим ожиданиям, не понравился цвет, фасон, размер и т.д.), при этом качество товара и характеристика товара соответствует заявленным требованиям;
- Возвратный товар должен быть надлежащего качества, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также документ, подтверждающий факт приобретения товара, в течение четырнадцати календарных дней (статья 30 пункт 1 закона РК «О защите прав потребителя»). К возврату принимается товар надлежащего качества в той упаковке, в которой Клиент получил его при доставке. К возврату не принимается товар, указанный в перечне товаров, не подлежащих возврату.
Условия возврата товара ненадлежащего качества
Перед возвратом/обменом товара обязательно проводится экспертиза в авторизованных сервисных центрах бренда производителя. Стоимость дополнительной проверки (экспертизы) качества товара оплачивается продавцом (изготовителем). Если в результате проверки (экспертизы) товара установлено, что недостатки товара отсутствуют или возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения или действий третьих лиц либо непреодолимой силы, потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю) расходы на проведение проверки (экспертизы), а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара.
Куда жаловаться?
С 2021 года в Казахстане работает единая информационная система на сайте e-tutynushy.kz, который сам перенаправит жалобу продавцу. У продавца есть 10 дней на решение вопроса с покупателем и если за это время продавец не реагирует на жалобу, подключаются государственные органы.
Если продавец отказывается вернуть вам деньги, вы так же можете обратиться:
- в комитет по защите прав потребителей через бот @kzpp_bot;
- на портал электронного правительства https://egov.kz/cms/ru/services/citizen_and_the_government/e_app;
- горячую линию +7 (7172) 75-06-42, 75-16-32, 74-98-32, 74-98-36.
Как оформить возврат товара в 1С, видео
Для оформления данных операций в бухгалтерском учете, в 1С имеется создание документа возврата и в случае необходимости создания ЭСФ.