Нужно учитывать, что увеличение процентных ставок не влияет на заёмщиков в условиях долга с фиксированной доходностью и не влияет до тех пор, пока нет размещений в условиях повышенных ставок.
Поэтому, нужно учитывать структуру долга (долю обязательств с плавающими ставками) и распределение долга по погашению. Имеет значение рефинансирование долга и новые займы в рамках приращения существующего долга, а не весь непогашенный долг.
Также следует принять во внимание, что при росте ставки ФРС на 5 п.п с марта 2022 изменение стоимости заимствований на сопоставимую величину касается только краткосрочного долга, тогда как распределение приращения ставок по среднесрочному и долгосрочному долгу неравномерно (эффект от роста ставок тем ниже, чем более длинные облигации и более качественные облигации).
Точных расчетов не получится, т.к. необходимо располагать информацией обо всех эмитированных облигациях в соответствии с CUSIP – подобное удалось сделать только для трежерис.
Однако, приблизительные расчеты можно произвести. Разумно исключить из расчетов облигации, обеспеченные активами/закладными (MBS, агентские бумаги и ABS), также убрав из расчетов финансовый сектор в полном составе и иностранные компании.
▪️Рынок трежерис оценивается в 25 трлн, из которых 4.6 трлн векселя. С октября 2022 по июнь 2023 (период высоких ставок) валовые размещения трежерис сроком свыше одного года составили 2.6 трлн (рефинансирование + новый долг).
▪️Рынок муниципальных облигаций оценивается в 4 трлн, с октября 2022 было размещено в совокупности 250 млрд долл.
▪️Корпоративные облигации нефинансового сектора около 7.1-7.2 трлн, из которых 0.2 трлн – векселя. С октября было размещено 0.8 трлн долл без учета векселей.
Итого, гособлигации плюс облигации нефинансового сектора оцениваются в 36-36.2 трлн по непогашенному номиналу, из которых почти 4.9 трлн – векселя.
3.7 трлн облигаций было размещено в период с октября 2022 по июнь 2023 для облигаций сроком от одного года.
Средневзвешенное приращение ставок в этот период в сравнении с 2021 составил около 2.8 п.п, т.е. 105-110 млрд ежегодных процентных расходов сверх нормы 2021 ложится на эмитентов на достаточно длительный период времени и это только за 9 месяцев!
С июня по декабрь 2023 оценочный объем валовых размещений может составить 3-3.2 трлн долл, это еще почти 90 млрд дополнительных процентных расходов сверх нормы 2021.
Таким образом, с октября 2022 по декабрь 2023 среднесрочный и долгосрочный эффект на процентные расходы превысит 200 млрд долл сверхрасходов, плюс свыше 5 трлн в векселях, где ставки коррелируют с межбанком, а это 5% и выше, что эквивалентно 250 млрд дополнительных расходов.
К этому можно добавить около 15-20% долга с плавающей ставкой для нефинансового сектора.
Получается, как минимум, свыше 500 млрд дополнительных процентных расходов ежегодно, которые легли на бизнес и государство в эпоху высоких ставок. Каждый месяц продления текущих ставок стоит свыше 40 млрд дополнительных процентных расходов для государства и бизнеса. Все это без учёта кредитов.
Очевидно, что момент срыва может наступить внезапно, а развитие деструктивных процессов будет весьма скоростным.