Несмотря на то, что последняя итерация эволюции генеративного ИИ кажется прорывной, за последние 30 лет было достаточно технологических рывков, которые на качественном уровне изменили механизм взаимодействия людей с окружающим пространством… кстати, говоря, не обязательно это приводило к существенной экономической отдаче.
Ниже список не по зарождению технологии, а по фазе наиболее интенсивной экспансии. Очевидно, что дальнейшее развитие технологий продолжается, но с другой интенсивностью.
Список воспроизведен по памяти, мог и упустить… Без учета инноваций в финансовой индустрии и госуправлении.
1990-1999 (главные тренды – компьютеры, интернет, первичная цифровизация):
• Персональные компьютеры стали массово доступными
• Интернет и электронная почта, в том числе интернет-технологии, протоколы и так далее
• Первые мобильные телефоны (без доступа в интернет)
• Графический интерфейс ОС, развитие софта, объектно-ориентированное программирование
• Цифровая музыка и видео (появление CD/DVD), что позволило начать развивать цифровой контент
• Развитие 3D графики
• Развитие технологии хранения данных
2000-2009 (главные тренды – мобильная связь, соцсети, портативные устройства):
• Мобильная и чуть позже беспроводная связь
• Первые соцсети и мессенджеры
• Мобильные ПК, миниатюризация электроники
• Развитие портативных устройств и первое внедрение гаджетов,
• LCD мониторы и ЖК телевизоры
• Поисковые системы (хотя зарождение было в середине 90-х), но экспансия в начале нулевых
• Электронная коммерция, хотя основная фаза экспансии началась с 2014, усиливаясь с 2020.
Онлайн видео (экспансия YouTube)
• Онлайн-платежи
• Онлайн-игры
• Кибербезопасность
• Генная инженерия
• Wikipedia и доступ к онлайн библиотекам
2010-2019. Главные тренды (смартфоны, ИИ, облачные технологии, сквозная высокоуровневая цифровизация):
• Искусственный интеллект и машинное обучение
• Смартфоны (в текущем формфакторе появились в 2007-2008, но основная экспансия с 2010)
• Индустрия мобильного ПО
• Мобильная фотография на уровне профессиональных фото
• Облачные технологии
• Big data
• Экспансия вычислительных мощностей (видеокарты)
• Электромобили
• Автопилоты и беспилотники
• Возобновляемые источники энергии (появились 30-50 лет назад, но экспансия с 2010)
• Биотехнологии (внедрение в начале 21 века)
• Нанотехнологии
• Роботехника (хотя первичное внедрение было в 90-х)
• 3d печать
• Стриминговые мультимедийные сервисы
• Блокчейн и крипта
• Виртуальная и дополненная реальность
• Компьютерные игры все меньше отличаются от кино (фундаментальный скачок качества 3d графики)
• Электронные услуги (финансовые, государственные)
• Интернет-вещей (Iot)
• Софт, как сервис (отказ от фиксированных платежей в сторону ежегодных подписок)
• Персонализированная медицина и геномика
2020-2023 (Генеративный ИИ, тотальная цифровизация и глубокая автоматизация):
• Генеративный ИИ
• Ускоренная цифровая трансформация
• Развитие цифровых метавселенных
• Глубокая автоматизация процессов
• Новая фаза электронной коммерции и бесконтактных платежей
• Сети 5G
• Квантовые вычисления
• Развитие телемедицины
• Применение экстремального ультрафиолета в литографии (EUV), переход на техпроцесс 5нм и меньше
• Высокий уровень энергоэффективности оборудования
• Альтернативные материалы
Так что не все сводится к ИИ, но ИИ имеет важную роль. Скорость внедрения технологий за последние 30 лет — невероятная и практически все существенные открытия касается цифрового мира, т.е движение в онлайн становится все более устойчивым.